Бить или не бить?
Никите недавно исполнилось семь лет. В сентябре он сядет за парту и начнет новый виток в своей маленькой жизни - станет первоклассником. Мама мальчика со страхом ждет осени. Она считает, что ее мальчик - неуправляемый.
В детском саду Никита бьет и кусает детей, рвет и портит книжки. Причем не
только свои, но и чужие. Недавно набросился на девочку из группы, и так ее поцарапал, что родители пригрозили нам милицией! Не могу понять, что я не так делала? Как ребенка смогла упустить? Воспитатели мне советуют быть с Никитой очень строгой, наказывать за «недетские» шалости, ремень почаще применять. А разве я его не наказываю? Да он у меня дома из угла практически не выходит! Недавно подрался с соседской девочкой. Так вцепился в нее, что я едва смогла их растащить в стороны. Приступы
невероятной жестокости на сына
«находят» каким-то непонятным
образом. Ни с того ни с сего, когда,
кажется, что ничего не дает повода
для злости, сын может «запустить» в
человека всем, что находится
у него под рукой. Никита пинает,
толкает, щиплет, кусает. Одним
словом, старается причинить
физический вред всякому, кто с ним
рядом. Объясните, что это
такое? С чем это связано и как быть
дальше? Нам ведь в школу идти, а
я вместо того, чтобы радоваться,
с ужасом жду первого сентября. Никита не сможет находиться в одном помещении сразу с двадцатью, а то и более, детьми. Да и учительница ведь тоже живой человек. Как она будет управляться с таким сорванцом? Понимаю, что сейчас модно про индивидуальный подход говорить, да ведь только реально-то это сделать практически невозможно в переполненном классе. А у моего ребенка такие проблемы с поведением, что, боюсь, мы в классе не продержимся и недели».
Наверняка не открою для
вас Америку, если скажу, что
почти все дети в «садиковском
возрасте» не только ссорятся и
ругаются, но еще и кусаются, дерутся
и царапаются. Правда,
большинство дошкольников делают это
нечасто, а вот часть далеко
немиролюбивых их сверстников с завидной частотой привлекают к своей персоне внимание окружающих именно таким образом. Самые первые признаки агрессии можно наблюдать у ребенка уже с двух с половиной лет. Драчуна и задиру можно определить сразу. Ведь это он готов сейчас же кинуться в драку, которую сам же и спровоцировал. Он с удовольствием выкрикивает обидные слова и дразнится, ломает не принадлежащие ему вещи. Маленький агрессор готов пустить все средства, имеющиеся у него наличии, чтобы напасть на более спокойного сверстника.
О том, что агрессия бывает вербальной (т.е. словесной) и физической знают многие из нас. В детском возрасте наверняка каждый из нас хотя бы раз столкнулся с физической агрессией. Это когда вас укусили, толкнули, порвали новое платьице и пр. Ну и уж точно каждый участвовал в словесной перепалке, когда в ход шли известные дразнилки. Кто
из нас забыл, как его обзывали
сверстники? Наверняка эти прозвища
запомнились надолго, а у
некоторых даже на всю жизнь. Иногда
словесная угроза может быть
связана с жалобой. Например, «если
ты мне сейчас не отдашь игрушку, то я посажу тебя на самую высокую гору, и ты будешь там сидеть совсем один. А потом придет дядя
милиционер и посадит тебя в тюрьму». С одной стороны, казалось бы, совершенно
нелогичные угрозы, а с другой -
тяжелые эмоциональные переживания
того ребенка, в чью сторону
они направлены.
Конечно
же, в первую очередь стоит сказать о том, что ребенок, ругаясь, плюясь и царапаясь одновременно, таким вот неординарным образом пытается привлечь к своей маленькой персоне хоть какое-то внимание. По-другому он пока не научился, а этот способ
обязательно
сработает. В ситуации,
когда мальчик вырывает у девочки
куклу из рук, попутно разбрасывая все перед собой и громко мяукая, конечно же, будет удостоен не только ругани воспитателя, а заодно еще и одобрения в виде смеха сверстников. Нет ничего лучше, как ущемить достоинство другого человека, для того, чтобы подчеркнуть свое собственное. Это второй, и заметьте,
очень эффективный
путь, который ведет к
закреплению агрессивного поведения. Ну еще бы: если ты заметил, что Вася допустил досадную ошибку при сборе конструктора, то вот тут-то как раз и наступает самое время прокричать: «Так тебе и надо! Нытик! Ничего у тебя больше не получится!» Месть и защита
тоже не последнюю роль играют в
проявлении драчливости и гнева у
дошкольников. «Если у меня отбирают
игрушку, то уж «по-доброму» я ее ни
за что не отдам. Драться буду как
зверь!»
Стремление быть главным очень важны для того, чтобы «застолбить» свой статус в группе. «И если в этот момент кто-то посмеет мне в этом помешать, то уж тогда - берегись! Никакие родители, воспитатели и другие взрослые люди в этом не смогут меня остановить. Драться
буду не на жизнь, а на смерть!» И
действительно, в таких случаях
ребенок может оттолкнуть своего
«конкурента», схватить за волосы,
стукнуть головой об стену и т.д. В
ход идут кулаки и в тех случаях,
когда ребенок стремится получить
желаемое. Некоторые дети, для того чтобы
обладать «предметом своей
страсти», шли на «крайние меры»: кусались,
царапались, пинались (причем, вид
крови их останавливал далеко не всегда), только для того, чтобы получить заветную игрушку.
Оказывается,
дети с повышенным
уровнем агрессивности почти не умеют играть со своими сверстниками. Часто такие дети могут в течение часа ввязаться в драку не менее четырех раз! Иногда враждебные, агрессивные действия
направлены именно на то, чтобы
человеку принести физическую боль
намеренно, без всяких там вторичных
выгод. У драчунов не все в порядке и
собственной оценкой. Даже имея
достаточно высокую самооценку, такой ребенок сомневается в том, что окружающие положительно к нему относятся. Очень часто маленькому агрессору .кажется, что его не ценят и не видят его достоинств. Особое отношение агрессивные дети испытывают к своим ровесникам. Сверстник для них просто конкурент, которого желательно устранить со своего пути. Одним словом, для агрессора все вокруг - враги,
которые желают ему только плохого.
Как
вы, наверное, уже поняли, агрессивность
ремнем «не выбить». Про то, что своего
ребенка надо любить, это вы тоже
наверняка знаете. Причем для родителей
не важно, какой он: любит ли он
драться, или, напротив, очень миролюбив.
Начните с себя: для начала научитесь
контролировать собственные всплески
эмоций, в речи не употребляйте нецензурную брань и не замахивайтесь в минуты
гнева на себе подобных. Для того,
чтобы агрессивные выпады пошли на
пользу, отдайте своего отпрыска в
секцию, где здоровая агрессивность
будет только приветствоваться. Вполне
подойдет борьба, хоккей, бокс и пр.
Считается, что подавление агрессии
нежелательно, поэтому научите ребенка проявлять негативные чувства на бумаге (ее можно спокойно порвать на мелкие кусочки), в песке (его мни и толки, сколько угодно),
замечательно подойдут для этих целей
подушки, которые всегда можно подбросить
и как следует стукнуть. Некоторые специалисты рекомендуют игнорировать агрессивные выпады ребенка,
особенно в тех случаях, когда
все события начинают «развиваться» в людных местах, парках, кафе и пр.
В этом случае самым лучшим выходом
является полнейшее игнорирование
того, что начинает развиваться у вас
на глазах. Без зрителей, как известно, не будет и самого театрального действа. Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. Объясните, что, «отлупив» своего сверстника, он, может быть, и получит игрушку, но нужна ли она ему будет добытая таким путем
через слезы и обиды? В борьбе с
агрессивностью очень хорошо себя зарекомендовала сказкотерапия. Пусть вас не пугает термин, на самом деле все просто. Вы рассказываете придуманную
вами сказку, в которой главным
положительным героем будет ваш
маленький, пока еще, «плохиш». Для
этого метода можно использовать
картинки, различные фотографии, да
и просто рисунки, которые будут
появляться в процессе вашей выдуманной сказочной
истории. При этом совершенно не
важно, умеете вы рисовать или нет,
здесь важен сам процесс! Некоторым
детям с повышенным уровнем
физической агрессии будет показана
консультация психоневролога для
того, чтобы исключить возможные патологии,
которые нередко бывают виновниками
проявления нежелательного
поведения. И еще. Семья, в которой бытуют жесткие, суровые взаимоотношения, создает условия для роста агрессивности. Если вы ежедневно наказываете, унижаете ребенка, требуя от него покорности, то, к сожалению, вы своими руками культивируете в нем
злобность и несдержанность.
|