Как воспитать ребёнка
оптимистом.
Как меня твое нытье достало! В самом
деле, достало. Мишке еще 4-х лет нет, но он уже как зубная боль для всех –
бесконечно ноет, стонет – и дети в детском саду с ним играть отказываются, и
бабушка сказала, что у нее нервы не железные – от Мишкиного нытья давление
сразу подскакивает, «Так хочется сразу шлепнуть его», - говорит она. Вот чего
делать не надо, так это кричать на него и шлепать. Никакого «урока жизни» не
будет, наоборот, к нытью добавится еще агрессивная озлобленность. Конечно,
каждый конкретный случай требует конкретного совета, и дети ведь все разные, но
давайте немножко подумаем, что можно сделать? МОЖНО переключить внимание ребенка на то занятие, которое вызовет у него интерес. Бабушка вполне может предложить
помочь ей приготовить обед — дети этого возраста очень любят возиться на кухне. Конечно, это немного утомительно, одна-то она гораздо быстрее все приготовит, но зато от нытья отвлечет точно! Дайте поручение ему по силам - например, хорошо перебрать рожки (ну и что, что
не обязательно, пусть перебирает) или
морковку помыть, да чисто - чисто! Правда, бывает, что и это не помогает.
Тогда попробуйте еще один способ:
если он заныл, заплакал, «помогите»
ему - плачьте вместе с ним! Сначала
громко, потом все тише и тише, со
всякими ужимками и шмыганиями носом.
Ребенок сначала удивленно замолкнет, потом заплачет еще громче, а потом
наверняка начнет присматриваться к вашему
«нытью» и копировать его. Это, кстати, чисто психологическая уловка - для всех. Когда человек успокаивается, он понимает, что, используя ГОЛОС (рыдания), можно снять напряжение, не размахивая руками.
Конечно, у взрослых обычно не хватает терпения. Максимум, что может выдать бабушка, это: «Не вой! Говори спокойно, что надо! Ничего не понимаю, что ты хочешь!» Лучше всего бывает оставить ребенка наедине — вначале будет, конечно, истерика, а потом — успокоится: зрителей-то нет. Вот тут должна проявиться взрослая мудрость. Не фиксировать внимание, не вспоминать потом эту сцену, а то ведь так
и подмывает сказать: «Ну что,
наорался?» Ну и получите - второй
заход!
Наверное, нужно подумать, почему он все время
хнычет? Чего ему не хватает? Болеет? А может быть, у ребенка такая особенность психики, что он концентрируется только на негативных
впечатлениях? Да-да, это бывает. И если не
принять меры в детстве, это станет
чертой характера на всю жизнь.
Разве вам не приходилось встречать
таких пессимистов: все-то им плохо, все-то им не так! Поэтому тут выход только в одном: постоянно заряжаться самим положительными эмоциями и заряжать ими ребенка.
Обращать внимание на смешные, приятные моменты жизни, относиться к неудачам весело: «Ну и что, что
Андрюшка лучше нарисовал? Зато посмотри,
какой у тебя заяц смешной. Я попрошу
воспитательницу этот рисунок нам домой отдать, мы его на стенку в рамочку повесим».
Надо учить не культивировать
чувство обиды, чувство зависти, а наоборот, находить
в этих обидах что-то положительное. Ведь
иногда в этом бесконечном нытье
виноваты мы сами. Ребенок во всем
берет пример с нас! Пусть негативная энергия сбрасывается в подвижных играх, танцах, ритмике
— ведь можно и вместе с малышом дома все это организовать, было бы желание. Постарайтесь относиться к неудачам с долей юмора и этому же учите ребенка. Если вас кто-то обидел, то на него не обижайтесь, а просто пожалейте
обидчика! Рассказывайте ребенку о
своем детстве и горькие истории поворачивайте светлой стороной: это, кстати, и
вам поможет.
Запомните: надо научить
ребенка, что чувствовать
себя жертвой нельзя никогда и нигде! Любой промах, любое поражение - это всего лишь ошибка, а не приговор. И печальный опыт
- это тоже опыт (иногда он даже полезнее положительного).
Учитесь прощать сами и
учите этому ребенка. Ну, вот что-то не получилось у
вашего Мишки: попробуйте «не заметить» или достаточно легкомысленно отнестись к его промахам. Используйте метод «опережающей похвалы» - она вселяет уверенность и уже не
располагает к нытью: «Вчера Миша у нас так
хорошо рожки перебрал, прямо такие чистенькие
да вкусные получились! А
морковку-то отмыл, заглядение!» Ему ведь тут же захочется опять мыть морковку, что-то делать, где будет виден результат его достижений!
И не рассказывайте при
ребенке налево и направо о
том, как «он достал вас своим
нытьем!» Возьмите за правило:
радоваться достижениям ребенка и
помогать ему, когда не
получается, не оставляя наедине с
трудностями. Успеха вам!
|