Цели урока:
1 .Учить детей беглому чтению.
2.Познакомить с творчеством А. П. Гайдара.
3.Показать
детям на примере данного произведения как можно прийти на помощь людям.
Оборудование к
уроку:
Портрет А.П. Гайдара, выставка книг с
произведениями А.П. Гайдара, карточки со словами: унылый, душевное благородство, клевета, захватило дух, команда.
Ход урока.
I.
Организационный
момент.
Голосистый наш звонок
Пригласил всех на урок.
А теперь – внимание!
Проверяем домашнее задание.
II.
Проверка домашнего задания.
1. Прочитайте с
доски высказывание Р. Фраермана: «Читать о Гайдаре не менее интересно, чем читать Гайдара».
Дома вы должны были
подготовить рассказ, о каком – либо событии из жизни Гайдара.
. Выступления
учащихся (коллективный рассказ учащихся о жизни А.П. Гайдара).
3. Обсуждение.
- Сам Гайдар
говорил о себе, что у него «обыкновенная
биография в необыкновенное
время».
- А как вы думаете? - Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре? - Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг
писателя? - Как вы открывали для себя Гайдара, с какими источниками
работали, где брали материал для рассказа? - Как его обрабатывали?
- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он
долго оттачивал
каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы? - Готовили ли вы своё выступление? - Произносили ли его вслух?
- Или ограничивались лишь поиском и отбором материала?
- Понятно ли было из рассказов ребят, кто как готовился?
- Кому, и какие
рекомендации вы бы дали?
III. Работа
с текстом до чтения.
1. Беседа
с учащимися.
- Как помогает подготовиться к чтению повести Гайдара
рассказ Р. Фраермана?
- Какого повествования вы ждёте?
- Что значит слово «команда»? Видели ли вы пример
команды в истории, рассказанной Р.
Фраерманом?
- А в жизни вы, где встречались с этим словом?
2. Выступления
учащихся, прочитавших книгу полностью:
«Почему
я советую прочитать эту книгу А. П. Гайдара. IV. Работа с текстом.
Сейчас
страницы повести откроются
И
будем мы с героями знакомиться.
1. Комментированное чтение 1 части рассказа.
- Какое настроение у Коли?
- Как автор
показывает это в тексте?
- Подберите
слова-синонимы к слову унылый.
Так почему у Коли
такое настроение? - О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя
рядом с дедом?
- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? - По какому поводу? - Что хотел автор донести до нас с вами словами дедушки? -Что такое душевное благородство?
-А почему же дедушка считает, что его не хватает Коле? - Что такое клевета! - Как рисуется характер Колиной сестры Татьяны?
- Почему у Коли захватило дух?
- А что значит « захватило
дух»?
- С какой целью
могли сидеть двое на трубе дома молочницы? - Догадались ли вы, кто они?
- С кем
сравнивается Коля?
- Что заставило
Колю покинуть «пост» возле деда?
- С кем из членов
команды мы знакомимся в этой части текста? - Какие сигналы узнавали мальчишки?
Почему ребята были взволнованы?
2. Комментированное чтение 2 части.
- Кто такие Ольга и Женя? Похожи ли сестры? - Какая Ольга? (Обратите внимание на саму форму имени) - Какая Женя? - Кто старше? - Почему вы так думаете?
- Прочитайте по ролям разговор сестёр. - Что Жене показалось странным на чердаке?
Прочитайте
описание чердака. - Что представила себе Женя?
Прочитайте
выразительно эту сцену.
- Отчего девочке стало не по себе? - Кто предупреждает Женю об опасности?
- Какая фраза звучит комично?
- Что рассердило ребят, ведь Женя забралась на чердак в
своём саду? Зачитайте. - Как Гайдар выделяет Тимура из его команды?
-Знакомы ли Тимур и Женя?
- Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя
знает о нём, но никогда его не видела?
V. Обобщение.
- Оправдались ли ваши надежды о том, каким будет
повествование? - Сумели ли вы получить удовольствие от чтения? Когда? - Что рассмотрели
в тексте?
VI. Домашнее
задание.
1.Читать 3, 4 части рассказа.
2.Творческий пересказ:
Коля Колокольчиков «Фу, пронесло»;
Ж еня «Я - капитан».
|