Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 10.12.2018, 06:24

СВЕТЛЯЧКИ

Меню сайта
Категории раздела
Разработки уроков [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков » Разработки уроков

Урок литературного чтения "Знакомые сюжетные линии в новом тексте"
[ Скачать с сервера (10.31 Mb) ] 08.03.2012, 13:19

Тема: Знакомые сюжетные линии в новом тексте.

Цель: выявить сходство используемых в тексте сюжетных ли­ний с сюжетными линиями в других произведениях.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Друзья, нас ожидает новая глава.  

Скорее отправляемся туда,

Где предстоит нам всем узнать,

Как трудно человеком стать.

II. Подготовка к восприятию.

- Прочитайте название десятой главы: «Как трудно стать че­ловеком».

- Как вы понимаете эти слова?

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Рассмотрим шмуцтитул и постараемся понять (с. 61).

Ге­роев из каких произведений вы видите на шмуцтитуле? (Слайд) Почему именно эти герои помещены на шмуцтитул десятой главы? (Железный  дровосек хотел научиться любить, как человек. Именно поэтому он хотел попросить у Гудвина сердце. Буратино стремился найти счастье для папы Кар­ло и своих друзей. Незнайка, как настоящий человек, хотел найти любимое занятие. Нильс, превратившись в гнома, стремился снова стать человеком, совершая добрые по­ступки.)

- Что же объединяет этих героев? (Та человечность, которая проявлялась в их желаниях и поступках.)

- Трудно ли стать человеком?

- Есть ли связь между литературными героями и мальчиком, изображенным в  центре шмуцтитула? (Мальчик держит на руках щенка, смотрит на него ласково. Он взял на себя заботу о четвероногом друге, проявив тем самым человеч­ность.)

- Прочитайте эпиграф на странице 62.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

- Что значит стать еще более живым? Возможно ли это? (Нужно стать более чутким по отношению к окружающему миру и к людям.) - К кому из известных вам литературных героев, изображенных на шмуцтитуле, можно отнести слова Григория Горина?

- Есть ли связь между словами Григория Горина и иллюст­рациями? (Репин, рисуя свою дочку, создал образ, вложив в него все чувства, которые он к ней испытывал, и сумел передать ее характер.)

III. Работа по теме урока. Познакомимся с одним из героев шмуцтитула поближе. Прочи­таем отрывок из сказочной повести шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

- Знакома ли вам эта писательница?      

Сведения об авторе. (слайд) Сельма Лагерлёф (1858-1940) 

- всемирно известная шведская пи­сательница, автор детской книги «Путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906-1907), в которой перед маленькими читателями откры­вается поэтическая история страны, облик ее городов и окраин, обычаи жителей, легенды, сказочные традиции саг. Если попытаться определить целиком жанр творчества Сельмы Лагер­лёф, то окажется, что все ее произведения записаны в форме и традициях скандинавских саг. Эта форма возникла очень давно, когда люди не умели писать. У нас в России сказания о богатырях и их подвигах называются былинами. А в Норвегии и Швеции эти предания называют сагами. Богатство фантазии Сельмы Лагерлёф неисчерпаемо, и проявляется она в удивительных, причудливых, прекрасных формах, событиях, образах. Казалось бы, откуда взяться чудесам, если маленький Нильс - самый обыкновенный «вредный» и ленивый мальчишка, который не учит уроков? Однако именно на его долю выпадает огромное множество приключений, волшебных превращений, опасностей и даже... подвигов! На долгие месяцы наш маленький герой, почти забыв родной язык, обретает чудесный дар понимать говор зверей и птиц. В странствиях Нильсу от­кроется не только вся Скандинавия и «Лапландия - гусиная страна», но и другое, пожалуй, самое важное в жизни - что такое дружба, что такое помощь в беде, что такое любовь к тем, кто слабее тебя и кому очень нужна твоя защита.

- Что же случилось с Нильсом? Как он попал в гусиную стаю? Все это мы начнем узнавать с этого урока. Итак, удивительная история начинается...

1. Чтение по цепочке первого отрывка до страницы 66.

- Что узнали о герое? (Жил в деревне. Ему 12 лет. Учился пло­хо. Совершал неприглядные поступки. Боялся отца. Легко мог обидеть слабого.) - Подтвердите словами текста. 2. Чтение по цепочке второго отрывка (с. 66-71).

- Перечитайте два последних предложения этого отрывка. («Ах, какой он несчастный. На всем белом свете, наверное, нет человека несчастнее, чем он».)

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- В чем же состоит «несчастье» Нильса? (В том, что он стал маленьким.)

- Что он потерял и что приобрел, став маленьким? (Нильс по­терял нормальный человеческий рост, став крошечным; но, перейдя в другое «измерение», стал понимать язык зверей и птиц.)

- А вы бы хотели понимать язык зверей и птиц? (Это инте­ресно, можно узнать о животных много нового.)

- А что узнал Нильс, когда обрел этот дар? (Он узнал, что думают о нем жители двора.)

- Найдите этот эпизод. (Чтение по ролям.)

- Какое же мнение сложилось о Нильсе у животных? (Они его не любят, поступают с ним так, как он когда-то поступал с ними.)  

IV. Физкультминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,  

Ноги крепкие расставим.  

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже                                  

Поглядеть из-под ладошек.                        

И - направо!

И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

V. Продолжение работы по теме урока.

- Просмотрите прочитанные страницы и восстановите основ­ные моменты сюжета. (Остался дома один. Обидел гнома. «Что-то случилось с комнатой». Увидел себя в зеркале. По­нял, что стал маленьким. Узнал о себе мнение животных. Испугался и захотел стать прежним.)

- Где нам уже встречалась сходная сюжетная линия? (В произ­ведении Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)

- Чем похожи сюжеты?

- Почему Нильс наказан именно таким образом? (Преиму­щества в росте и физической силе давали Нильсу возмож­ность издеваться над теми, кто меньше и слабее его.)

- Найдите, как обитатели двора пострадали от его рук?

- Слышали вы такое выражение: «Око за око, зуб за зуб»?

- С какими ситуациями оно связано? (Когда речь идет о на­казании.)

- Как понимаете смысл этого выражения? Вот эта ситуация (наказание) должна помочь Нильсу понять, что значит быть меньше и слабее другого. Как Нильс поймет это, мы узнаем дальше.

- С какими опасностями Нильс уже столкнулся?

- Какие опасности, по мнению Нильса, его подстерегают? Прочитайте.

- Жалко ли вам Нильса? Может быть, гном прав, и он получил по заслугам?

VI. Работа над третьей частью.

- Прочитайте самостоятельно третий отрывок (с. 71-72). Ка­кой поворот произошел в сюжете? (Нильс полетел, ухва­тившись за шею Мартина, который устремился за стаей диких гусей.)

- Какие литературные герои, так же как и Нильс, отправлялись в перелет? (Карик и Валя - на стрекозе; лягушка-путеше­ственница - на утках; Дюймовочка - на ласточке.)

- Как вы думаете, обрадуется ли Мартин, когда обнаружит  Нильса?

- Вспомните, что мы узнали о Нильсе?

- Есть ли в характере Нильса какие-нибудь черты, которые мо­гут ему помочь в трудных условиях? (Нилъс храбрый маль­чик, но не задумывается о последствиях своих поступков. Так было в ситуации с гномом и котом. Нилъс сообрази­тельный и умный, стремящийся найти выход из трудной ситуации: не плачет, а старается найти гнома. Ловкий: забрался на стол по ножке стула; запрыгнул на взлетавшего гуся Мартина.)

VII. Итог урока.

- Какие повторяющиеся сюжетные линии мы обнаружили в произведении?

1. Герой стал маленьким.

2. Герой взлетел в воздух, и начались его приключения.

- Как вы думаете, почему в произведениях повторяются сю­жетные линии? (Авторы часто используют их, т. к. в таких ситуациях ярче раскрывается характер героев.) На следующем уроке мы будем говорить о том, что происхо­дило с характером Нильса. Домашнее задание. Перечитайте отрывки (с. 62-72) и нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Категория: Разработки уроков | Добавил: Tatiana15 | Теги: путешествие, гуси, Нильс
Просмотров: 3367 | Загрузок: 285 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Полезные ссылки
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Учительский портал Белый каталог сайтов Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Добавить url в каталог ссылок. Добавить url в белый каталог Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU Top-uCoz Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Каталог сайтов Всего.RU
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наисвежайшие объявления

    Copyright MyCorp © 2018